Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

русский стиль

Энциклопедический словарь

РУССКИЙ СТИЛЬ - РУ́ССКИЙ СТИЛЬ, псевдорусский стиль, тенденции к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре 19-20 вв. Пережил несколько стадий, различающихся в зависимости от своей исторической ориентации (на «узорчатый» 17 в., или более древние, московско-кремлевские, новгородские, псковские или владимиро-суздальские образцы). В 1830-х гг. возник «русско-византийский» стиль (К. А. Тон (см. ТОН Константин Андреевич)). С 1870-х гг. русский стиль развивается, опираясь на народное деревянное зодчество и резьбу (И. П. Ропет (см. РОПЕТ Иван Павлович), В. А. Гартман (см. ГАРТМАН Виктор Александрович)). Свое отражение этот стиль нашел в работах архитектора В. О. Шервуда (см. ШЕРВУД Владимир Осипович) . Последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями - от архитектурного романтизма первой половины 19 в. до стиля модерн (см. МОДЕРН). Понятие русского стиля употребляется также и в тематическом смысле по отношению к художественным мотивам национального пейзажа, истории, фольклору (напр., в искусстве В. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович) или И. Я. Билибина (см. БИЛИБИН Иван Яковлевич)).

-----------------------------------

«Ру́сский стиль» (устаревшее наименование - псевдорусский стиль), стилевое течение в русской архитектуре и художественной промышленности XIX в., основано на подражании древнерусскому или народному зодчеству и орнаментике. Ведёт начало от «русско-византийского стиля», разработанного в 1830-40-х гг. архитектором К. А. Тоном. С середины XIX в. развивался демократический вариант «Русского стиля», использовавший мотивы русской жилой деревянной архитектуры (архитекторы Н. В. Никитин, И. П. Ропет, В. А. Гартман). «Узорочный» характер церковного каменного зодчества второй половины XVII в. лёг в основу построек в «Русском стиле» конца XIX в. (архитекторы А. Н. Померанцев, В. О. Шервуд, Д. Н. Чичагов).

Большой энциклопедический словарь

РУССКИЙ стиль - псевдорусский стиль,тенденции к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре 19-20 вв. Пережил несколько стадий, различающихся в зависимости от своей исторической ориентации (на "узорчатый" 17 в., или более древние, московско-кремлевские, новгородские, псковские или владимиро-суздальские образцы). В 1830-х гг. возник "русско-византийский" стиль (К.А.Тон). С 1870-х гг. русский стиль развивается, опираясь на народное деревянное зодчество и резьбу (И. П. Ропет. В. А. Гартман). Свое отражение этот стиль нашел в работах архитектора В.О. Шервуда. Последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями - от архитектурного романтизма первой половины 19 в. до стиля модерн. Понятие русского стиля употребляется также и в тематическом смысле по отношению к художественным мотивам национального пейзажа, истории, фольклору (напр., в искусстве В. М. Васнецова или И. Я. Билибина).

Гуманитарный словарь

РУ́ССКИЙ СТИЛЬ - историко-культ. и идеологич. феномен в рус. иск-ве 1830-1910-х гг., проявившийся как одно из направлений историзма. Нац. искания проявились в живописи, декор.-прикладном иск-ве, музыке и др., но наиболее яркое выражение они нашли в архитектуре, прежде всего - церковной. Церк. стр-во, начиная с царствования имп. Николая I, считалось важнейшим направлением архитектуры, именно в нем нашла отражение связь гос. идеологии и нац. начала, выразившаяся в формуле "православие, самодержавие, народность". Предпосылкой для становления Р. С. явилось возрастание в России во время войны с Наполеоном интереса к нац. культуре и иск-ву. Начался период нац. романтизма. През. АХ А. Оленин предложил, основываясь на изучении др.-рус. пам., начать поиск нового нац. архит. стиля. Первые опыты в этом направлении относятся к 1810-20-м гг.: в 1825 Ф. Солнцев занялся "худож. археологией", В. П. Стасов реконструировал Десятинную ц. (см.). Поддержку эти искания нашли в личном интересе имп. Николая I. В дальнейшем, до насильств. прекращения церк. стр-ва, Р. С. являлся доминирующим направлением. Можно выделить 4 этапа его развития: "русско-византийский" (тоновский), "романовский" ("московско-ярославский 17 в."), "неорусский" (псковско-новгородский) и "ретроспективный" архит. стили. Расцвет первого этапа - русско-византийского - приходится на 1830-60-е гг. Во 2-й пол. 19 в. церкви, построенные в Р. С., стали разнообразнее - за образец чаще принимались храмы поволжских городов и Москвы 17 в., ярчайшим примером этого направления является сохранившийся "Спас на крови" в С.-Петербурге (А. Парланд и И. Малышев, проект 1882). За пределами культового зодчества Р. С. встречался крайне редко (Политехнический - арх. И. Монигетти и Исторический - арх. В. Шервуд - музеи в Москве). Параллельно Р. С. развивалось направление церк. стр-ва, соответствующее тенденциям общеевроп. историзма, к-рое проявилось в воспроизведении черт романской, реже - готической архитектуры и в возрождении традиций византийского зодчества, аналоги к-рого встречаются преимуществ. на юге Европы. В кон. 19 в., уже в эпоху модерна, вновь возродился интерес к романо-византийскому стилю, в к-ром строили братья Косяковы, и к неорусскому стилю в духе новгородских и владимирских церквей, в к-ром строили С. Кричинский, В. Покровский, А. Щусев. В те же годы появился "ретроспективный" вариант Р. С., обращавшийся к мотивам и формам "московского (нарышкинского) барокко", петровского и елизаветинского барокко и классицизма, переоцененных "Серебряным веком" как национальные. Своеобразные формы Р. С. принял в деревянной архитектуре. В 1815 К. Росси сочинил проект домов для ветеранов наполеоновских войн в Глазове, украшенных резьбой по мотивам рус. крестьянской архитектуры. Первонач. "фольклоризирующий" стиль применялся для "образцовых деревень", в сер. 19 в. он воплотился в знаменитой "Погодинской избе" в Москве и в дальнейшем, взаимодействуя с Р. С, развивался в стр-ве дач и городских домов, эволюционируя к модерну. В узком смысле термин "Р. С." применяется к "московско-ярославскому" и "фольклоризирующему" стилям. До 1970-80-х гг. в качестве общего названия для всех стилей, связанных с др.-рус. и византийской традициями, применялись наименования "русско-византийский стиль" и "псевдорусский стиль".

История Р. С. неразрывно связана с коллекционированием изделий нар. кустарных промыслов, заботой об их развитии, открытием многочисл. школ ремесел и нар. иск-ва, существовавших под патронажем видных меценатов и коллекционеров, в т. ч. членов имп. фамилии. Наибольшую роль в этом сыграли худож. кружки Абрамцева и Талашкина, стремившиеся внести сказочную красоту в мир повседневности, создать единый стиль на основе др.-рус. и нар. иск-ва.

Р. С. был попыткой образованного рус. об-ва найти худож. формы нац. самоидентификации после реформ Петра I. Первые опыты создания нац. архитектуры были предприняты задолго до эпохи романтизма. Еще Елизавета I предписала возводить храмы пятиглавыми, что привело к своеобразной композиции храмов елизаветинского барокко, купола к-рых, кроме того, обычно увенчивались рус. луковицами. Во 2-й пол. 18 в. рус. мотивы проявились в псевдоготике В. Баженова, М. Казакова и их последователей. Тогда же при дворе Екатерины II были введены новые платья, считавшиеся "русскими", в кон. 18 в. началось собирание фольклора. В эпоху романтизма проблема самоидентификации получила филос. осмысление в славянофильстве, с Р. С. связаны ношение бороды, "русские завтраки" с водкой и кислой капустой у К. Рылеева, придворные сарафаны николаевского двора, изучение А. Востоковым рус. нар. стихосложения и разработка на этой основе новых стихотворных размеров. Новая военная форма, разработанная в 1-ю мир. войну А. Васнецовым (введена большевиками), сюжеты из фольклора и эпоса и обращение к иконописным технич. приемам в живописи бр. Васнецовых, М. Нестерова, А. Рябушкина, Н. Рериха, музыка Н. Римского-Корсакова, поэзия Н. Клюева и мн. др. худож. и бытовые процессы 19-20 вв. связаны с этой проблемой, не получившей доныне целостного историко-культурного осмысления и описания.

Полезные сервисы